Даже несмотря на то, что у нас в прокате «Гарри Поттер и философский камень» и «Властелин колец: Братство кольца» оказались искусственно разведёнными по времени выпуска на полтора месяца, а экранизации Дж. Р. Р. Толкиена было даже дано право первой привлечь зрителей на свою сторону, несколько запоздалый выход киноверсии сочинения Джоан Роулинг всё равно позволил убедиться, что «поттеромания» куда симпатичнее, нежели фанатизм толкиенистов. Конечно, и по поводу колдовства и чёрной магии в «книжном сериале» о юном волшебнике Гарри Поттере были уже сказаны гневные слова блюстителями детской нравственности и религиозной чистоты.
Однако литературное творение английской домохозяйки (так её поначалу позиционировали) не претендует на философскую многозначительность, оставаясь занимательной, не лишённой юмора удивительной сказкой. А вот трилогия профессора словесности явно рассчитана на лавры новоявленной «Библии XX века», представляя в более мистическом, порой мрачноватом свете надежды и заблуждения человечества в мире, расколотом на две противоположные системы ценностей. Если угодно, рассказ о несчастном мальчике-сиротке Гарри Поттере, который вдруг оказался в школе для начинающих кудесников, призывает не воспринимать действительность ужасающе дуалистичной, тем более — антагонистичной, в то время как легенда о Властелине колец изначально рассчитана на восприятие непреодолимого разлома между двумя реальностями. Казалось бы, главный сюжетный посыл в этих произведениях примерно схож: два достаточно юных существа (неважно, человек это или хоббит) неожиданно для себя становятся своего рода избранниками, чуть ли не мессиями, которые должны спасти мир от сил Зла. И, тем не менее, Фродо Бэггинс вместе с теми, кто образовал с ним «братство кольца», всё-таки пребывает среди преследуемых, пытающихся скрыться и одновременно утаить Кольцо Всевластья от различных приспешников Тьмы. А Гарри Поттер с двумя друзьями сам стремится разыскать могущественный философский камень (в американском прокате испугались данного определения, заменив на «камень волшебника»), опередив в этом злого колдуна, вынужденного как раз таиться и менять личины. Проще говоря, Гарри сразу оправдывает почётную роль Ловца, Фродо же долго приходится быть Беглецом. Кроме того, немаловажно, что в современной сказке Джоан Роулинг проглядывает диккенсовская традиция — и это, кстати, нашло забавное подтверждение в выборе главного исполнителя для будущего фильма: 11-летний Дэниел Рэдклифф ранее успел сыграть Дэвида Копперфильда в телеверсии знаменитого романа о «заблудшей душе», обретающей добро и счастье вопреки всем скверным перипетиям жизни. Но рождественская сентиментальная история на новый лад дополнена несомненными волшебствами в духе нынешнего зрелищного кино со спецэффектами — так что сам Бог велел кинематографистам моментально заключить контракт на экранизацию всех книг, которые должны были выйти из-под пера новоявленной английской сказочницы. И в трактовке американского режиссёра Криса Коламбаса получился как раз типично постмодернистский фильм, если под подобным понимать не интеллектуальный пастиш со сплошными цитатами и смешением всего несмешиваемого, а многоуровневое произведение, которое рассчитано на широкую зрительскую аудиторию разных возрастов и стран (мировой успех с кассовыми сборами почти в миллиард долларов и четвёртое место за всю историю подтверждает это). Разумеется, тут становятся значимыми любые переклички — и с известным комедийным триллером самого Коламбаса «Один дома» (оба хитроумных сорванца готовы с лёгкостью обвести вокруг пальца всех «нехороших взрослых»), и с популярным фантазийным киноциклом «Звёздные войны» Джорджа Лукаса. Ведь судьба Гарри Поттера может чем-то напомнить обстоятельства из детства Аннакина Скайуокера, который всё же был способен избежать предначертанной ему участи впоследствии превратиться в Дарта Вейдера, главного представителя Империи зла. А весьма любопытная и странная игра в квидиш, лихо воспроизведённая на экране, в то же время кажется лукавым парафразом сцены гонок из ленты «Звёздные войны. Эпизод I — Скрытая угроза». Главное же — в картине «Гарри Поттер и философский камень» есть неподдельный юмор и живость интонации, чего катастрофически не хватает занудно-насупленному «Властелину колец: Братству кольца». Два с половиной часа экранного времени пролетают практически незаметно — и вообще не приходится мучиться, когда же это всё закончится. Тем более не думаешь с ужасом, что придётся смотреть вовсе не одно продолжение данной истории. Напротив, испытываешь особое нетерпение, как Гарри Поттер будет искать во второй серии Тайную комнату. |