Кое-кто из отечественных критиков поспешил ещё до церемоний награждения премиями «Золотой глобус», «Оскар» и Берлинского кинофестиваля опрометчиво заявить, что эта работа модного независимого режиссёра Гаса Ван Сэнта знаменует его чуть ли не программное вписывание в голливудский мейнстрим. А сама картина чересчур разговорна и вовсе далека от наших проблем — какое нам вообще дело до уникально талантливого парня, который ведёт себя по-молодому беспечно, порой хулигански, бесплодно прожигая жизнь и попусту растрачивая свой редкий дар. Но «Умница Уилл Хантинг», который умудрился в прокате США среди фильмов выпуска 1997 года занять 7-е место (в промежутке между «Лучше не бывает» и повторно выпущенными «Звёздными войнами»), на самом-то деле, не лишён ума и может быть понятен благодаря уловленному контексту — если, конечно, кому-то сразу не удалось просто прочувствовать историю неприкаянного юноши накануне его 21-летия.
То, что это — молодёжная драма, стирающая грань между парнем с улицы из южного квартала в Бостоне и университетским математиком, который вполне может рассчитывать в ближайшем будущем на какую-нибудь престижную премию, разумеется, значимо и вроде бы отражает типичные понятия american dream и self-made man, представления о восхищающем прагматизме и целеустремленности заокеанского менталитета. Однако существенной подсказкой было бы иное замечание: «Умница Уилл Хантинг» является как бы новым вариантом «Форреста Гампа», вот только имбецил с IQ-75 вдруг резко и непостижимо поумнел, а всё остальное почти осталось без изменения, и герой (а вслед за ним — зрители в зале) столь же неловко, но отчаянно взыскует душевности и теплоты, простого человеческого понимания. Ключевая финальная фраза — «Его нет дома», но Уилл Хантинг принципиально отправился не на высокооплачиваемую службу в секретное агентство, а в поездку по Америке вслед за так необходимой ему спутницей жизни. Америка последних лет ХХ века исступленно жаждала Good Will, что в данном смысле означает: «добрая воля».
|